Мы- весёлые ребята, Почемучки, дошколята.

Консультация для родителей на тему: « Роль семьи в воспитании любви к природе через художественные произведения »

 На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество. Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из которой можно черпать знания. При воспитании у детей любви к природе, бережного отношения ко всему живому, очень помогают такие виды фольклора, как заклички,  потешки, поговорки, пословицы, доступные пониманию детей. В произведениях устного  народного  творчества  много  познавательного  и воспитывающего. Они способствуют воспитанию таких качеств, как доброта, любовь ко всему живому. Окружающий мир можно использовать как основу для формирования любви и заботливого отношения к природе. Народные потешки, песенки, поговорки можно  использовать  как  педагогический  прием,  для  того,  чтобы  придать привлекательность тому или иному объекту природы или наблюдению, или работы в уголке природы. Заклички, приговорки тоже очень помогают при воспитании у  детей добрых  чувств,  так  как они преисполнены  веры  вовсемогущее: силы неба, земли, и в них очень много забавного («Уж дождь дождем, поливай ковшом»)...  Важным жанром в работе с детьми является загадка. Иносказательный образ загадки является для ребенка необычным, ярким, поражает их своей странностью, но в то же время загадки открывают для детей много нового, интересного, яркого. Это загадки о животных, растениях, природных явлениях. Загадки являются важным аспектом при ознакомлении детей с природой («На дворе горой - в избе водой», «Вся мохнатенькая, усатенькая, четыре лапки, а в лапках царапки»). Наблюдение в природе и изучение явлений в природе немыслимо без пословиц и поговорок. Народная пословица - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо явление. Детская речь по природе эмоциональная, легко сближается с народными поговорками «Не поклоняясь земле, гриба не достанешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»... Очень привлекают детей образные выражения: «Солнце, как печка, всех согревает», «Осень словно золотом дорогу устлала», «Первый снег, как лебяжий пух», «Сосульки тают, как свечи», «Поле весной, словно в платье цветном», «Березки как девоньки, в сарафанах беленьких»...

Используя все виды фольклора при наблюдениях, экскурсиях, прогулках можно сделать мероприятия яркими, эмоциональными, детям нравится слушать яркий, образный язык, и они лучше воспринимают окружающий мир. Не будет восприятия окружающего мира, облагораживание чувств, если не использовать художественное слово. Сколько красоты душевной, любви к природе в стихах русских поэтов. Что бы научить детей видеть прекрасное, заботливо относиться к природе, беречь ее, все живое вокруг, необходимо использовать художественное слово при экскурсиях, прогулках, наблюдениях. Если только вслушаться в стихи, понять образ, насладиться созвучием слова, то дети будут по иному относиться к природе, беречь ее, заботиться. Очень любят дети сказки. И самый распространенный вид - сказки о животных. В каждой сказке есть свой смысл, он полезен ребенку, ребенок должен определить для себя место в жизни, усвоить морально-эстетические нормы поведения. На основе сказок формируется чувство доброты, заботливого отношения к животным. В сказках о животных много песен: «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Вы, ребятушки, вы козлятушки». Присутствуют в сказках и веселые присловья: лиса-краса, комар-пискун, муха-горюха. Детям очень нравиться слушать волшебные сказки. В особенности их тревожит судьба героев, сказки учат заботливому отношению к животным, растениям: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка», «Крошечка - Хаврошечка» и другие. Каждый воспитатель знает, какую роль в жизни ребенка играет песня. Игры, занятия, труд нередко сопровождаются песней. Очень много у русского народа песен, они разнообразны, напевны. Русские национальные мотивы очень оригинальны. В песнях воспевается красота труда, они протяжны, ласковы. Детям очень нравится слушать песни в грамзаписи. Детям больше нравятся песни, которые сопровождаются играми: «Во поле березка стояла», «На горе-то калина», «По малину в сад пойдем» и другие. Русские народные игры природоведческого характера тоже имеют значение в воспитании у детей любви к животным. Они связаны с подражанием повадкам животных и некоторых отражений неживой природы. Это игры: «Наседка и цыплята», «Перелет птиц», «Гуси-лебеди». Применение различных жанров устного народного творчества является неоценимым помощником при воспитании у детей любви и заботы к природе.

10 апреля 2016 в 20:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.